Совсем скоро, в январе 2026 года, Первый Аэрокосмический отметит 85-летие. Этой знаменательной дате мы посвящаем нашу новую рубрику, в которой вспомним самые важные, вехи биографии нашего любимого университета! Итак, Мгновение первое.
Как всё начиналось
ЛАИ – Ленинградский авиационный институт… Самые нелегкие военные годы пришлись на время работы учебного заведения. Первые занятия в ЛАИ начались 15 февраля 1941 года. Давайте вспомним, как создавался институт.
25 января 1941 года Совет народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик принял постановление о создании Ленинградского авиационный института. Эта дата является официальным днем рождения вуза.
К 1941 году СССР уже имел мощную авиационную промышленность, работали научно-исследовательские институты, конструкторские бюро. Назрела необходимость готовить специалистов с высшим образованием и в Ленинграде, где работали самолетостроительные, моторостроительные и приборостроительные предприятия и имелся значительный научный и педагогический потенциал.
Первый набор проводился из таких ленинградских вузов, как ЛГУ, Политехнический институт, Институт железнодорожного транспорта, электротехнический институт, Институт связи и др. В результате было набрано 1217 студентов на три факультета: самолетостроительный, приборостроительный, мотостроительный.
Исторически, первым учебным корпусом ЛАИ было здание бывшего Чесменского дворца (ул. Гастелло, 15, Московский район).
Первый ректор ЛАИ
В 1941 году директором (ректором) вновь созданного Ленинградского авиационного института был назначен Федор Петрович Катаев (1901 – 1988).
В Ленинградский автодорожный институт (будущий Ленинградский авиационный институт) Федор Петрович пришел учиться в аспирантуру, закончив в 1930 году Ленинградский институт инженеров путей сообщения. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он уже в 1930 году был назначен деканом факультета дорожных машин, в 1931 г. – заместителем директора по учебно-научной работе этого же института, а в 1936 г. был назначен директором Ленинградского автодорожного института. С 1941 г. – директор Ленинградского авиационного института.
Во время Великой Отечественной войны значительная часть личного состава института участвовала в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. Руководителем этих работ был назначен Катаев.
В октябре 1944 принимается постановление Правительства о возрождении деятельности ЛАИ, а 20 февраля 1945 года состоялось преобразование в Ленинградский институт авиационного приборостроения.
Ректором ЛИАП Федор Петрович Катаев оставался до 1950 г. Безусловно, наибольшие трудности выпали на долю первого ректора вуза. Ему пришлось испытать все, что связано с организацией нового института, с преодолением тягот военных лет, эвакуацией в тыл, с возвращением после окончания войны в Ленинград, восстановлением материальной базы, изменением профиля института и созданием заново лабораторно-учебной базы.
Комментариев пока нет.